01.01.2016 Сообщение:  Уважаемые посетители сайта!   Приглашаем вас принять участие в социальном проекте «Книга добрых дел», где можно разместить информацию о том, что хорошего сделано Вами или Вашими земляками в нашем городе.   |

Богучарцы готовятся отметить 76-ую годовщину Освобождения города от немецко-фашистких захватчиков.

Богучарцы готовятся отметить 76-ую годовщину Освобождения города от немецко-фашистких захватчиков.

Богучарцы готовятся отметить 76-ую годовщину Освобождения города от немецко-фашистких захватчиков. 17.12.2018









          В преддверии 76-ой годовщины Освобождения города Богучара от немецко-фашистских захватчиков   в городе проходят патриотические мероприятия, акции, где от старшего поколения к младшему передаются воспоминания о подвиге  русского народа в годы Великой Отечественной войны. Наш родной город стал местом кровопролитных боев операции "Малый Сатурн". Каждый декабрь горожане отдают почести тем, кто сложил свои головы за наше мирное небо.
       Из книги Е.П. Романова:
"Утром 16 декабря началось наступление 15-го стрелкового корпуса. В течение трех часов боя части 6-й и 1-й армии прорвали оборону противника и углубились на полтора – два километра. Вслед за стрелковыми частями двинулись и танковые корпуса. Но без предварительной инженерной разведки танки наткнулись на минные поля, понесли потери и были вынуждены остановиться.

17 декабря стрелковые войска продолжали развивать наступление. Армейские саперы обнаружили минные поля, проделали проходы и танки пошли вперед. Минуя освобожденную Дерезовку, 67-ая и 174-ая танковые бригады корпуса вместе с солдатами 195-ой гвардейской стрелковой дивизии встретили упорное сопротивление итальянцев в районе села Дубовиково. Однако атакой с флангов и фронта солдаты при активной поддержке танкистов ворвались в село и уничтожили три танка, шесть противотанковых орудий и до 150 солдат и офицеров противника. К исходу 18 декабря корпус завершил прорыв тактической зоны обороны противника и двумя колоннами двинулся вперед на станцию Кантемировка. 67-ая танковая и 31-ая мотострелковая бригады продвигались через село Талы, а 174-ая и 67-ая танковые бригады – через Писаревку.

После ожесточенных стычек с противником танкисты 19 декабря ворвались в станцию Кантемировка и захватили ее. В связи с тем, что пехота отстала, командование корпуса было вынуждено организовать круговую оборону и отбивать атаки противника вплоть до подхода 267-ой и 350-ой стрелковых дивизий. Сдав станцию 267-ой стрелковой дивизии, корпус ушел через Украину к городу Миллерово, где была окружена большая группа немцев и итальянцев.

18-ый танковый корпус (командир генерал-майор Бахаров Б.С.) после прорыва обороны противника с «Осетровского плацдарма», поддерживая наступление 44-ой стрелковой дивизии, прошел через Гадючье и Вервековку. Разгромив врага в районе Вервековки, форсировал р. Богучарку. Далее корпус двинулся на Поповку и Дядин, где помог дивизии отразить контрудар немцев, пытавшихся пробиться к Богучару, и степью пошел через Медово, Каразеево, которые уже были освобождены батальонами 38-й гвардейской стрелковой дивизии. Население радостно встречало колону танков. Водитель одного из танков через люк выбросил треугольник письма родителям, проживавшим в этом селе, где родился и жил до войны сам. В письме он сообщил коротко, что жив и поехал бить немцев. Это был Иван Яковлевич Толокнов. Из села Каразеево путь танкистов лежал к станице Мешковская.

19 декабря корпус занял ст. Мешковскую, вырвавшись на 35-40 км вперед от наступающих стрелковых соединений 1-й гвардейской армии. В результате этих смелых действий корпус, выйдя в район Мешковской, отрезал пути отхода с Дона главных сил 8-й итальянской армии. С подходом 21 декабря стрелковых дивизий 18-й танковый корпус продолжал развивать наступление и на следующий день овладел Ильичевкой, Верхне-Чирским, а затем повернул юго-западнее и стал продвигаться в район Миллерово добивать окруженную группировку немцев и итальянцев.

25-ый танковый корпус (командир генерал-майор Павлов П.П.) 17 декабря вышел из-под Нижнего Мамона на «Осетровский плацдарм» и вместе с частями 41-й гвардейской стрелковой дивизии двинулся через Твердохлебовку, Расковку, Барсуки, Шуриновку, Лебединку, хутор Широкий на Кашары и Морозовск, через тылы противника.

Особая задача была поставлена 24-му танковому корпусу (командир генерал-лейтенант В.М. Баданов)[54], которому предстояло пройти с боями от «Осетровского плацдарма» через тылы все группировки немецких войск, задействованных в большой излучине Дона, захватить станцию Тацинскую, где находился аэродром, снабжавший окруженную в Сталинграде группировку немецких войск оружием, боеприпасами и продовольствием.

Части 24-го танкового корпуса начали форсировать Дон в 11 часов 30 минут 17 декабря. Выйдя по мостам на «Осетровский плацдарм», корпус двинулся на юг вслед за ушедшими вперед 18-м и 25-м танковыми корпусами. Подойдя к с. Вервековка, танкисты остановились в раздумье, где лучше переправиться через речку Богучарку. Как рассказывали очевидцы того времени, после ухода вперед 18-го танкового корпуса, 18 декабря утром к селу подошла со стороны хутора Гадючье колонна танков. Из переднего танка вылез молодой танкист, видимо, командир колонны, сел на броню, развернул карту и, обращаясь к жителям, сказал: «Ну-ка, где тут проехать на Тацинскую?». Ему объяснили, что до Тацинской еще 300 км и что речку можно переехать только в селе Данцевка, где она мельче. И танкисты двинулись через село Твердохлебово, где сосредотачивались другие танковые бригады. Утром 19 декабря вновь заводились танковые двигатели, и население провожало танкистов в путь

Переправившись через речку, танкисты двинулись через с. Шуриновка, с. Лебединка, хутор Широкий на Алексеево - Лозовку и далее на юг на Тацинскую. На пути следования танкисты оказывали поддержку наступающим войскам, успешно захватили станцию, уничтожили на аэродроме около 300 самолетов, но потом оказались в окружении. Собравшись с силами, танкисты прорвали кольцо, и вышли из окружения.

В своей книге «Воспоминание и размышления»  Г.К. Жуков писал: «Войдя в прорыв северо-западнее Богучара 17 декабря в 18 часов 30 минут, 24-й танковый корпус прошел с боями около 300 километров, уничтожив по пути к станции Тацинская 6700 вражеских солдат и офицеров и захватив громадное количество военного имущества». Бой за город Богучар был жарким. В письме с фронта Ивана Толочко, фронтового друга ефрейтора Ефима Якубовича, погибшего в бою в декабре 1942 года, описывалось: «Здравствуйте, дорогие родные ... Письмо вам от фронтового друга вашего сына и брата Толочко Ивана Павловича. Хочу описать некоторые подробности гибели моего друга, выразить соболезнование и утешить вас... Ваш сын погиб смертью храбрых в боях за нашу родную землю в конце 1942 года. В том тяжелом бою за г. Богучар мы были вместе у одного миномета. Мы шли вперед, гитлеровцы яростно сопротивлялись. Вражеская пуля угодила в грудь товарищу. Я тащил его с полкилометра на плечах до яра, куда не залетали вражеские пули... Перевязал его, Ефим все молчал, сказал лишь раз: „Оставь меня, погибнешь ведь..." Чувствуя близкую смерть, он попросил меня написать родным... И на руках у меня скончался».[55]

Вместе с наступающими войсками шли и военные корреспонденты, среди ни были: Алексей Сурков[56], корреспондента газеты «Красная звезда», автор знакомой всем россиянам песни «В землянке» и Петр Лидов корреспондент газеты «Правда», автор очерка «Таня» о Зои Космодемьянской. В своем дневнике П. Лидов писал «25 декабря. Солнечный день. Мороз до 30 градусов. Вместе с Алексеем Сурковым уехал в Богучар. Корреспонденцию о боях за Миллерово на девяти страницах передал с трудом из-за загрузки телеграфа. Москва приняла ее только в полночь...». А.Сурков в газете «Красная звезда» от 27 декабря 1942 года писал: «Как жалок вид этих надменных претендентов на господство над всем миром! Куда девалась их самоуверенная наглость, задранный кверху нос? Они плетутся, будто нашкодившие шелудивые псы, зябко ежась, вбирая голову в плечи. Они жалки, но не сострадание, а только гадливое презрение вызывают в нас эти выродки, совершающие под конвоем последний марш на восток. Вглядитесь в лицо вон той колхозницы, что застыла в оцепенении над догорающими головнями своей хаты. Обжигающая ненависть бьет из ее глаз. Наверно, такая же вот мученица распорола вилами живот фашистскому офицеру в Перещепное: Так и сейчас он валяется на улице с вилами в животе, вытаращив оловянные глаза».

    Эти строки напоминают всем нам- как дорога нам память о миллионах погибших! Как  важно помнить историю!


Возврат к списку

Седое преданье седой старины

Сюда заплывали Петровы челны.

Взошёл Император на берег реки

И пир закатил мановеньем руки,

И как повелось на великой Руси,

Царь мудрого старца к себе пригласил:

«Скажи мне, старик, без обидчивых слов,

Я буду побит, иль возьму я Азов?»

Старик отвечал, поклонившись царю:

«От имени Бога тебе говорю,

Ты мудр и велик, приглашаешь послов,

И, видит Господь, покоришь ты Азов».

Бокалы стучат, и звенит серебро,

За Русь и Победу гуляет Петро.

Он в чарку налил голубого вина:

«Да, Господу-Богу пусть будет она».

И крикнул на всю захмелевшую рать:

«Отныне реку Богучаркой назвать!»

И помнят с тех пор этот царский причал

Река Богучарка, на ней Богучар.


Сорокодумов Николай