Информация о нормах действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Информация о нормах действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами 12.05.2021
В связи с многочисленными поступающими обращениями граждан, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также глав администраций городских и сельских поселений муниципальных образований Воронежской области по вопросам разъяснения норм действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области направляет следующую разъяснительную информацию.
1. О ТКО и заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и др.).
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Правила № 1156).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы положения ГК РФ о публичном договоре.
Как установлено ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Поясняем, что собственники должны заключить договор на оказание вышеуказанных услуг только с региональным оператором.
Согласно п. 8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из п. 8.17 Правил № 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8.5 – 8.7 Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с вышеизложенным сообщаем, что отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг.
В свою очередь, ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимся региональным оператором, запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с ТКО является передача своих ТКО региональному оператору.
2. О крупногабаритных отходах (далее – КГО) и заключение договора на вывоз КГО с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст) крупногабаритные отходы (далее - КГО) – это отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
КГО относятся к категории ТКО, а это значит, что вывозит их региональный оператор по обращению с ТКО. К таким видам отходов относятся:
- старая мебель, бытовая техника, велосипеды;
- отходы после мелкого ремонта;
- сантехническое оборудование, включая смесители;
- компьютерная и оргтехника.
Складировать КГО необходимо на специальных площадках. Их обустройством обязаны заниматься: управляющая компания, товарищество собственников жилья или органы местного самоуправления.
Вывоз таких отходов осуществляется по согласованному заранее графику либо по заявке управляющей компании, органа местного самоуправления, адресованной региональному оператору по обращению с ТКО, так как для вывоза КГО требуется специальный транспорт.
3. Виды специфических отходов, не относящихся по классу опасности к ТКО, сбор, транспортировка и утилизация которых не включена в сферу деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
К специфическим видам отходов относятся:
- промышленные отходы предприятий;
- строительные отходы (бетон, кирпич, строительные материалы, после сноса перегородок в жилых помещениях и др.)
- лампы (люминесцентные, ртутьсодержащие);
- нефтепродукты и нефтяные отходы;
- аккумуляторы и батареи (автомобильные, свинцовые);
- масло (отработанное моторное, трансформаторное);
- шины (автошины, покрышки);
- обрезки и спилы деревьев.
Согласно разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 «Об отнесении образующихся в процессе содержания земельных насаждений отходов к ТКО» в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирные дома. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Федерального закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.